Научно-технический журнал

«Автоматизация и информатизация ТЭК»

ISSN 2782-604X

Автоматизация и информатизация ТЭК
Виртуальная среда для обучения управлению технологическими процессами нефтегазового комплекса

УДК: 004.94
DOI: 10.33285/2782-604X-2022-7(588)-53-57

Авторы:

ЛЕОНОВ ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ1,
БАРАШКИН РОМАН ЛЕОНАРДОВИЧ1,
ПАПИЛИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА1,
ЮЖАНИН ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ1
1 РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия

Ключевые слова: цифровые двойники, цифровизация обучения, дистанционное обучение, компьютерные тренажерные комплексы, автоматизация технологических процессов, СПГ

Аннотация:

Статья посвящена вопросам построения виртуальной среды для обучения специалистов в области автоматизации и управления технологическими процессами топливно-энергетического комплекса. В условиях цифровизации экономики и кадрового дефицита подобная среда позволяет значительно расширить возможности профильной подготовки студентов и повышения квалификации работников отрасли, а также увеличить количество обучаемых, приходящихся как на единицу времени, так и на одного преподавателя-инструктора. В статье рассмотрены методическое, программное и математическое обеспечения виртуальной среды обучения, основанные на накопленном в течение нескольких десятилетий опыте Губкинского университета в области создания и развития компьютерных тренажеров и комплексов моделирования технологических процессов. Предложенные решения также учитывают требования кроссплатформенности и могут функционировать под управлением современных версий операционных систем семейств Windows, macOS, Linux, в том числе Astra Linux. Апробация виртуальной среды проведена на примере моделирования технологических процессов сжижения природного газа на малотоннажном производстве.

Список литературы:

1. Калашников П.К., Жедяевский Д.Н. Использование современных цифровых технологий в образовании как способ вовлечения молодежи в созидательную деятельность // Информ. безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде: сб. науч. ст. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2021. – С. 232–246.
2. De Lima Guedes K.K., Davis H.C., Schulz J. Integrating MOOCs into traditional higher education modules: a MOOC-based blend framework // Research in Learning Technology. – 2022. – Vol. 30. – DOI: 10.25304/rlt.v30.2702
3. Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2021681336 Рос. Федерация. Компьютерный тренажер обучения процессам малотоннажного сжижения природного газа / П.К. Калашников, Р.Л. Барашкин, В.В. Южанин [и др.]; заявитель ФГАОУ ВО "РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина". – № 2021680645; заявл. 13.12.2021; опубл. 21.12.2021.
4. Брусиловский А.И. Фазовые превращения при разработке месторождений нефти и газа. – М.: Грааль, 2002. – 575 с.
5. Сухарев М.Г., Самойлов Р.В. Анализ и управление стационарными и нестационарными режимами транспорта газа. – М.: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2016. – 399 с.
6. Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. – М.: Химия, 1973. – 752 с.
7. Elliott J.R., Lira C.T. Introductory Chemical Engineering Thermodynamics. – 2nd edition. – Pearson, 2012. – 912 p.
8. Папилина Т.М., Барашкин Р.Л., Василюк Н.С. Система автоматической оценки действий обучаемых в компьютерных тренажерных комплексах // Тр. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. – 2019. – № 3(296). – С. 150–164. – DOI: 10.33285/2073-9028-2019-3(296)-150-164