Научно-технический журнал

«Автоматизация и информатизация ТЭК»

ISSN 2782-604X

Автоматизация и информатизация ТЭК
Опыт разработки и применения чат-бота для навигации по корпоративному порталу

УДК: 004.896
DOI: -

Авторы:

СЛИНКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА1
1 Тюменский нефтяной научный центр, Тюмень, Россия

Ключевые слова: чат-бот, языковая модель, NLU (Natural Language Understanding), обработка естественного языка, намерения, сущности, Rasa

Аннотация:

В статье рассматривается опыт разработки прототипа чат-бота для навигации по корпоративному порталу вместо использования стандартных средств поиска. Предполагается, что внедрение бота поможет сотрудникам эффективнее взаимодействовать с информацией, размещенной на портале, облегчит поиск данных и позволит получать релевантные результаты запросов. Статья описывает основные понятия, связанные с чат-ботами: NLU (обработка естественного языка), определяющая контекст сообщения пользователя, намерения, представляющие смысловые цели пользователя, сущности, описывающие конкретные данные, и высказывания (любой запрос пользователя). Рассматривается выбор вида разрабатываемого чат-бота. Представлен используемый тип архитектуры чат-бота, состоящий из компонента обработки естественного языка, компонента управления диалогом и обученной модели. В статье рассмотрены возможности нейросетевых ботов-генераторов, таких как ChatGPT, GigaChat, YandexGPT. Приведены критерии выбора средств для написания чат-бота. Показываются основные аспекты разработки чат-бота помощника по навигации на корпоративном портале, создание проводится с помощью платформы Rasa.

Список литературы:

1. Меркурьева Е.Д., Шайхлисламова С.В. Чат-боты как структурный элемент общения человека и объекта управления // Автоматизация и информатизация ТЭК. – 2023. – № 6(599). – С. 50–56. – DOI: 10.33285/2782-604X-2023-6(599)-50-56
2. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход: в 3 т. Т 1. Решение проблем. Знания и рассуждения / пер. с англ. А.В. Слепцова. – 4-е изд. – М.: Диалектика-Вильямс, 2021. – 704 с.
3. Anran Jiao. An Intelligent Chatbot System Based on Entity Extraction Using RASA NLU and Neural Network // J. of Physics: Conf. Series. – 2020. – Vol. 1487. 2020 4th Int. Conf. on Control Engineering and Artificial Intelligence (CCEAI 2020), Jan. 17–19, 2020, Singapore. – DOI: 10.1088/1742-6596/1487/1/012014
4. GigaChat: документация для разработчиков. – URL: https://developers.sber.ru/docs/ru/gigachat/overview (дата обращения 03.10.2023).
5. Rasa: Open Source Language Understanding and Dialogue Management / T. Bocklisch, J. Faulkner, N. Pawlowski, A. Nichol // NIPS 2017 Conversational AI workshop. – Long Beach, CA, USA, 2017. – URL: https://arxiv.org/pdf/1712.05181.pdf (дата обращения 03.10.2023).
6. Rasa: Developer Documentation Portal. – URL: https://rasa.com/docs/ (дата обращения 03.10.2023).