Научно-технический журнал

«Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом»

ISSN 1999-6942

Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом
Оценка эффективности использования природного газа в качестве моторного топлива

УДК: 613.1:622.279
DOI: 10.33285/1999-6942-2023-1(217)-39-44

Авторы:

ХАТЬКОВ ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ1,2
1 РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия
2 Газпром, Санкт-Петербург, Россия

Ключевые слова: альтернативные виды топлива, газомоторное топливо, компримированный природный газ, экономическая эффективность, развитие рынка, государственная поддержка

Аннотация:

Рассмотрена целесообразность перевода транспортных средств на газообразное топливо различных видов, одним из которых является природный газ. Рассмотрены социально-экономические эффекты расширения парка автотехники, работающей на природном газе. Приведен зарубежный опыт. Выполнен анализ эффективности использования существующих производственных мощностей. Рассмотрена методика расчета экономической эффективности перевода транспортного средства, использующего альтернативное газообразное топливо, по сравнению с аналогичным транспортным средством, работающим на топливе, получаемом путем переработки нефти. Предложены рекомендации по развитию рынка газомоторного топлива.

Список литературы:

1. Автотранспортные потоки и окружающая среда: учеб. пособие для вузов / В.Н. Луканин, А.П. Буслаев, Ю.В. Трофименко, М.В. Яшина. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 408 с.
2. Колбасина Н.И., Котов М.М. Химический состав выхлопных газов автотранспорта, его влияние на здоровье человека. – URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004431?ysclid=lb4s1gcjmz383350222
3. Перевод автотранспорта на природный газ: нормат.-справ. пособие / под ред. А.И. Морева. – М.: ИРЦ Газпром, 1995. – 141 с.
4. Морев А.И., Ерохов В.И., Бекетов Б.А. Газобаллонные автомобили: справ. – М.: Транспорт, 1992. – 175 с.
5. Зюкин В.С., Попов А.В. Перспективы применения метана в качестве топлива для автомобильных двигателей // Междунар. науч.-исслед. журн. – 2013. – № 5-1(12). – С. 72–73. – URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2013/06/5-12-1.pdf (дата обращения 01.11.2013).
6. Зарубежные тенденции газомоторного рынка. – URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2020/7/781/?ysclid=lb4vh1jeda113477163
7. Мост между прошлым и будущим: по материалам V Междунар. конф. "Газомоторное топливо". – URL: https://os1.ru/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim?ysclid=lb4w6gwgwi346569100
8. Опыт и перспективы использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива в Уральском регионе / ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" // Энергосовет. – 2012. – № 3(22). – С. 31–34. – URL: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=293 (дата обращения 25.10.2013).
9. Хатьков В.Ю., Иванов А.В., Саркисов А.С. Оценка макроэкономических последствий от реализации крупных проектов и программ использования природного газа в качестве моторного топлива в основных сегментах российского автотранспортного рынка // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2017. – № 11. – С. 26–32.
10. Рейтинг регионов России по уровню развития рынка газомоторного топлива / ООО "Газпром газомоторное топливо". – 2021. – URL: https://gmt.gazprom.ru/d/textpage/73/115/gazprom-gmt_24.08.2022.pdf