Научно-технический журнал

«Труды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина»

ISSN 2073-9028

Труды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина
ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАССЫ МОРСКОГО ТРУБОПРОВОДА ПРИ КЛАСТЕРНОМ ОСВОЕНИИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ БАРЕНЦЕВА И КАРСКОГО МОРЕЙ С АРХИПЕЛАГА НОВАЯ ЗЕМЛЯ

УДК: 517.977.58
DOI: -

Авторы:

ЕФИМОВ ЯРОСЛАВ ОЛЕГОВИЧ1,
ЗОЛОТУХИН АНАТОЛИЙ БОРИСОВИЧ1,2,3,
ГУДМЕСТАД У. ТОБИАС1,2,
КОРНИШИН КОНСТАНТАН АЛЕКСАНДРОВИЧ1
1 РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина
2 Университет г. Ставангер
3 Северный арктический федеральный университет

Ключевые слова: Баренцево море, Карское море, шельф, Арктика, Новая Земля, освоение месторождений, оптимизация, трасса трубопровода

Аннотация:

Данная статья описывает новый подход к освоению месторождений на примере восточной части Баренцева и западной части Карского морей, который базируется на так называемом кластерном принципе освоения архипелага Новая Земля. В случае применения данного подхода, который позволяет разрабатывать группы месторождений по единой системе обустройства, организации опережающей добычи и апробации технико-технологической схемы обустройства и транспорта добытой продукции, появляется также возможность внедрения широко используемого в шельфовых проектах (в частности, на норвежском континентальном шельфе) принципа «юни-тизации 1», что позволяет снизить порог экономического риска и повысить рентабельность разработки отдельного месторождения. Такие результаты достигаются в случае, даже если разрабатываемые месторождения находятся в ведении различных компаний, во-первых, за счет того, что объем инвестируемых средств распределяется между участниками проекта, а во-вторых, сами они придерживаются рациональных методов добычи. Представлен подход к проблеме оптимизации трассы сложного трубопровода, базирующийся на многокритериальном принципе отбора вариантов. В предлагаемой модели общая стоимость строительства и обслуживания трубопровода, прокладываемого по определенной трассе, определяется как целевая функция многих переменных (глубина воды, наличие на акватории морского льда/айсбергов, продолжительность безледового периода, инженерно-геологические условия и угол наклона морского дна и т.д.) и должна быть минимизирована. Задача определения оптимальной трассы трубопровода решена с помощью модифицированных алгоритмов теории графов и с использованием геоинформационных программных продуктов.

Список литературы:

1. Абрамов В. Атлас арктических айсбергов. - СПб.: ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт», 1996. - 164 с.
2. Атлас Арктики. - М.: ГУГК, 1985. - 204 с.
3. Бородавкин П.П., Березин В.Л. Сооружение магистральных трубопроводов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра; 1987. - 284 с.
4. Бородавкин П.П., Березин, В.Л., Рудерман С.Ю. Выбор оптимальных трасс магистральных трубопроводов. - М.: Недра; 1974. - 320 с.
5. ГОСТ Р ИСО 19906. Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения арктического шельфа. - М.: Изд-во стандартов, 2012.
6. Зубакин Г.К. Крупномасштабная изменчивость состояния ледяного покрова морей Се-веро-Европейского бассейна. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 160 с.
7. ArcGIS HelpCenter 10.1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://resources. arcgis.com/en/help/main/10.1/index.html#//009z00000025000000 (дата обращения 10.09.2014).
8. Теория графов. Публикации по теме. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.graphtheory.com/ (дата обращения 10.09.2014).
9. Изменчивость природных условий в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей/Под ред. А.И. Данилова, Е.У. Миронова, В.А. Спичкина. - СПб.: ААНИИ, 2004. - 432 с.
10. Институт морских исследований. Берген, Норвегия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.imr.no/nb-no (дата обращения 10.09.2014).
11. Конторович А.Э., Конторович В.А. Геология и ресурсы углеводородов шельфов Арктических морей России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://arhsc.ru/data/ files/2010_03_31/materialy2010/ms07_Kontorovich.pdf (дата обращения 10.09.2014).
12. Национальный центр геофизических данных (NGDC), [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ngdc.noaa.gov/mgg/bathymetry/arctic/grids/version3_0/technical_references/ IBcAo-Ver3_Auxiliary_Material.pdf (дата обращения 10.09.2014).
13. Пуенте И.Дж. Освоение шельфовых месторождений в условиях холодного климата. Норвежский технологический институт, Трондхейм, 2013.
14. Ryerson Ch. Assessment of Superstructure Ice Protection as Applied to Offshore Oil Operations Safety//Ice Protection Technologies, Safety Enhancements, and Development Need, 2009.
15. Ryerson Ch. Ice protection of offshore platforms//U.S. Army Engineer Research and Development Center, Cold Regions Research and Engineering Laboratory. Cold Regions Science and Technology, 2011. - С. 97-110.
16. Сечин И.И. Новая нефтяная эра. CERA Week 2013. Хьюстон, США.
17. Sherpa Konsult [Электронный ресурс http://www.arctic-europe.com/ (дата обращения 10.09.2014).
18. Farre A.B., Stephenson S., Efimov Y.O. et. al, Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage re-examined: Routes, resources, governance, technology, and infrastructure, Polar Geography (в печати).