Влияние углеводородного состава на низкотемпературные свойства дизельных топлив в присутствии депрессорной присадки
УДК: 665.753.4
DOI: 10.33285/2073-9028-2022-3(308)-169-182
Авторы:
МАШНИЧ ВЕРОНИКА ВИКТОРОВНА1,
БЕРДНИКОВА АНАСТАСИЯ АНАТОЛЬЕВНА1,
ПАВЛОВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА1,
МАЙЛИН МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ1,
ГРИНЬКО АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ1,
ФРАНЦИНА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА1
1 Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация
Ключевые слова: дизельное топливо, углеводородный состав, молекулярно-массовое распределение н-парафинов, низкотемпературные свойства, депрессорная присадка
Аннотация:
В статье исследовано молекулярно-массовое распределение н-парафинов, углеводородный состав и свойства различных образцов дизельных и газойлевых топлив. Проведен анализ взаимосвязи низкотемпературных свойств с исследуемыми характеристиками для оценки влияния молекулярно-массового распределения н-парафинов и углеводородного состава на температуры помутнения, фильтруемости и застывания в присутствии депрессорной присадки и без нее. Получено экспериментальное подтверждение установленных закономерностей. На основании полученных результатов установлено, что определяющими факторами, положительно влияющими на низкотемпературные свойства, являются: узкий фракционный состав, повышенное содержание «легких» (С9–С11) и «средних» н-парафинов (С12–С17), низкое содержание «тяжелых» н-парафинов (С18–С22). Улучшению низкотемпературных свойств также способствует повышение соотношения короткоцепочечных парафинов (до С14) к длинноцепочечным (от С15). У образца, имеющего наибольшее соотношение короткоцепочечных к длинноцепочечным парафинам (0,976), наблюдаются наибольшая температура застывания (–13,2 °С) и самый широкий фракционный состав (147 °С). А у образца, имеющего наименьшее соотношение короткоцепочечных к длинноцепочечным парафинам (0,316), наблюдаются наименьшая температура застывания (–34,3 °С) и самый широкий фракционный состав (67 °С). Установлено, что лучшая приемистость к депрессорным присадкам наблюдается у образцов с широким фракционным составом, то есть у топлив с большой разницей между температурами выкипания 90 и 10 % фракций. Такие топлива содержат в своем составе как «легкие», так и «тяжелые» парафины, в том числе участвующие в процессе сокристаллизации с депрессорной присадкой. При этом установлено, что с увеличением общего содержания парафинов (С12–С17) улучшается приемистость дизельного топлива к депрессорной присадке.
Список литературы:
1. Голубева И.А., Крючков М.В. Нефтегазохимия в России: состояние, проблемы, перспективы развития//Химия и технология топлив и масел. – 2021. – № 1 (623). – С. 49–56.
2. Speight J.G. Chemistry and Technology of Petroleum. – Fifth edition. – London: Taylor Francis Group, LLC, 2014. – 206 р.
3. Нефтепереработка России: курс на модернизацию//Московский нефтегазовый центр Ernst Young. – М.: Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В., 2014. – 28 с.
4. Аналитический бюллетень//Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vid1. rian.ru/ig/ratings/oil_gas_ demo44.pdf (дата обращения: 20.03.2022).
5. Маннапов И.В., Спащенко А.Ю. Модификация свойств дизельных топлив присадками различного функционального назначения/Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ogbus.ru/files/ogbus/issues/ 3_2014/ogbus_3_2014_ p168–186_MannapovIV_ru.pdf (дата обращения: 20.03.2022).
6. Клементьев В.Н, Левин В.О. Тенденции//Известия СПбГТИ (ТУ). – 2015. – № 29. – С. 36–39.
7. Буров Е.А., Иванова Л.В., Кошелев В.Н. Оценка эффективности действия функциональных присадок в зимних дизельных топливах различного группового углеводородного состава//Химия и технология топлив и масел. – 2021. – № 1 (623). – С. 11–16.
8. Данилов А.М. Новый взгляд на присадки к топливам (Обзор)//Нефтехимия. – 2020. – Т. 60, № 2. – С. 163–171.
9. Вафаев О.Ш., Таджиходжаев З.А., Джалилов А.Т. Влияние депрессорных присадок на снижение температуры застывания дизельных топлив//Инновационные материалы и технологии: материалы докладов Международной научно-технической конференции молодых ученых, Минск, 9–11 января 2019 г. – Минск, 2019. – С. 218–221.
10. Кондрашева Н.К., Кондрашев Д.О., Рудко В.А. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных и судовых топлив при помощи депрессорных присадок//Академический журнал Западной Сибири. – 2014. – Т. 10, № 2 (51). – 41 с.
11. Шевченко А.П., Сейфетдинов Д.Р. Оценка способов регулирования низкотемпературных свойств дизельных топлив//Технологии нефти и газа. – 2018. – № 3. – С. 16–23.
12. Identification of hydrocarbon compositions of diesel fractions and assessment of their effect on fuel operational characteristics/E.V. Frantsina, A.A. Grinko, N.I. Krivtsova, M.V. Maylin, A.A. Sycheva//Petroleum Science and Technology. – 2020. – Vol. 38. – No. 4. – P. 338–344.
13. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив: Монография/С.Г. Агаев, А.М. Глазунов, С.В. Гультяев, Н.С. Яковлев. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 145 с.