Top.Mail.Ru

Научно-технический журнал

«Автоматизация и информатизация ТЭК»

ISSN 2782-604X

Автоматизация и информатизация ТЭК
Различные форматы использования образовательных цифровых продуктов на примере РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

УДК: 004.422.81:378.14.014.13
DOI: -

Авторы:

АСИРЯН А.В.1,
ЕЛИСЕЕВ Н.Ю.1,
ШЕЛЯГО Е.В.1,
ШЕЛЯГО Н.Д.1
1 РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия

Ключевые слова: приложение, цифровой симулятор, виртуальная лабораторная работа, дистанционное обучение

Аннотация:

В статье обсуждается использование цифровых продуктов как инструмента обучения в высшей школе на примере Губкинского университета. Рассмотрены три оригинальных формата разработки и использования образовательных цифровых продуктов. Первый формат – создание упрощенных обучающих приложений силами студентов факультета автоматики и вычислительной техники в рамках подготовки ими курсовых либо дипломных проектов. В рамках этого формата студенты старших курсов могут создавать интерактивные демонстрационные материалы для студентов младших курсов, что актуально для узкоспециализированных отраслевых вузов. Второй формат – создание виртуальных лабораторных работ на основе профессионального программного продукта, предназначенного для автоматизации производственных процессов, например PI System. Существенное преимущество такого формата заключается в том, что от разработчика лабораторной работы не требуется специальных навыков программирования. Однако образовательный процесс становится привязан к поставщику программного продукта. Третий формат – создание цифровых симуляторов лабораторных работ. Цифровой симулятор создается в виде приложения для настольного компьютера и мобильного устройства согласно рекомендациям и требованиям конкретного преподавателя, имеет встроенную инструкцию и функцию проверки действий студента. Этот формат больше всех остальных ориентирован на дистанционное обучение.

Список литературы:

1. Gershon L. Three Centuries of Distance Learning. – 2020. – URL: https://daily.jstor.org/three-centuries-of-distance-learning/ (дата обращения 01.02.2025).
2. Crotty J.M. Distance Learning Has Been Around Since 1892. You Big MOOC. – 2012. – URL: https://www.forbes.com/sites/jamesmarshallcrotty/2012/11/14/distance-learning-has-been-around-since-1892-you-big-mooc/ (дата обращения 01.02.2025).
3. Oxford College News. The History of Distance Learning. – URL: https://www.oxfordcollege.ac/news/history-of-distance-learning/ (дата обращения 01.02.2025).
4. Korhonen V. Leading distance learning institutions in the United States in 2021, by number of students taking exclusively distance learning courses. – 2024. – URL: https://www.statista.com/statistics/944304/us-distance-learning-institutions-by-exclusive-distant-learning-enrollment/ (дата обращения 01.02.2025).
5. Петухова А. Наука о дистанционном обучении. – 2020. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574683 (дата обращения 01.02.2025).
6. О проведении эксперимента в области дистанционного образования: приказ М-ва общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.05.1997 № 1050.
7. Чупина И.П., Зырянова Н.И. Цифровые платформы в образовательном процессе: плюсы и минусы // Журн. прикладных исслед. – 2021. – № 3-4. – С. 24–28. – DOI: 10.47576/2712-7516_2021_3_4_24
8. Жигалова О.П. Учебные симуляторы в системе профессионального образования: педагогический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 1(34). – С. 109–112. – DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0026
9. Сениченков Ю.Б. Виртуальные лаборатории: использование, разработка, стандартизация // Компьютерные инструменты в образовании. – 2022. – № 3. – С. 108–132. – DOI: 10.32603/2071-2340-2022-3-108-132
10. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Наука и перспективы. – 2017. – № 2. – С. 70–74.
11. Мухина А.Г., Шеляго Н.Д. Построение виртуальных моделей мониторинга технологических процессов нефтегазового производства в среде PI System как средство обучения поколения Digital Natives // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной пром-сти. – 2020. – № 4(561). – С. 50–54. – DOI: 10.33285/0132-2222-2020-4(561)-50-54
12. Современные авиационные тренажеры как средство непрерывной подготовки авиационных специалистов / М.Л. Белокопытов, А.П. Григорьев, Г.И. Козырев [и др.] // Тр. Военно-косм. акад. им. А.Ф. Можайского. – 2020. – № 672. – С. 336–346.
13. Дудырев Ф.Ф., Максименкова О.В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопр. образования. – 2020. – № 3. – С. 255–276. – DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-255-276
14. Шеляго Е.В., Калашников П.К. Цифровизация нефтегазового образования на примере проекта "Губкин Цифра" // Актуальные проблемы нефтегазовой отрасли: сб. докл. науч.-практ. конференций: XV науч.-практ. конф., XXII науч.-практ. конф. и 51-й науч.-практ. конф., М., 25 апр. – 10 нояб. 2023 г. – М.: Нефт. хоз-во, 2024. – С. 143–152.
15. Шеляго Е.В., Шеляго Н.Д. Применение мобильных обучающих приложений в сфере высшего образования на примере специальности "Нефтегазовое дело" // Нефт. хоз-во. – 2021. – № 10. – С. 128–132. – DOI: 10.24887/0028-2448-2021-10-128-132
16. Елисеев Н.Ю., Шеляго Е.В., Шеляго Н.Д. Совершенствование применения мобильных устройств и приложений к ним в учебном процессе нефтегазового вуза // Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России: сб. тр. XVII Всерос. науч.-техн. конф. М., 25 апр. 2024 г. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2024. – С. 178–187.
17. Елисеев Н.Ю., Калашников П.К., Шеляго Е.В. Использование мобильных устройств в образовательном процессе нефтегазового вуза и на производстве // Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России: сб. тр. XVI Всерос. науч.-техн. конф., М., 14 сент. 2023 г. / отв. ред. В.Г. Мартынов. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2023. – С. 510–518.
18. Елисеев Н.Ю., Шеляго Е.В., Шеляго Н.Д. Автоматизация учебного процесса с помощью учебных приложений для персональных компьютеров и мобильных устройств // Автоматизация и информатизация ТЭК. – 2024. – № 8(613). – С. 59–65.