Научно-технический журнал

«Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом»

ISSN 1999-6942

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕФТЕГАЗОВЫХ АЛЬЯНСАХ РОССИИ И ВЕНЕСУЭЛЫ

УДК: 339.9
DOI: 10.33285/1999-6942-2021-1(193)-62-68

Авторы:

ДЕВЛИКАМОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА1
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия

Ключевые слова: вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК); международный стратегический альянс (МСА); портфель международных взаимоотношений; модель портфеля взаимоотношений; треугольник международных взаимоотношений; плоскость международных взаимоотношений; полигональная модель портфеля взаимоотношений; критерии оценки эффективности взаимоотношений; потенциал взаимоотношений.

Аннотация:

Целью статьи является характеристика и анализ портфеля взаимоотношений нефтяной компании "Роснефть". Тема исследования весьма актуальна, поскольку Россия реализует много международных нефтегазовых проектов. Объект исследования - нефтяная компания "Роснефть". Предмет исследования - "портфель взаимоотношений" компании "Роснефть". Международные взаимоотношения "Роснефти" обширны и разнообразны. В частности, компания "Роснефть" сотрудничает с венесуэльской государственной компанией PdVS.A. Изучались закономерности формирования и развития "портфеля взаимоотношений". Международная стратегия "Роснефти" в международном нефтегазовом бизнесе является "упреждающей" и "адаптирующейся". Модель "портфеля взаимоотношений" сочетает различные черты. Отраслевой особенностью сектора "upstream" в отличие от сектора "downstream" является использование разных форм альянсов. Нефтяные альянсы образуют "треугольники стран" и "треугольники взаимоотношений" в глобальных сетях создания стоимости. Они образуют полигональную модель "портфеля взаимоотношений" и "плоскости взаимоотношений" между странами и альянсами. В статье дана характеристика структуры "портфеля взаимоотношений", были определены критерии оценки эффективности и качества международных взаимоотношений, факторы влияния на качество и потенциал взаимоотношений.

Список литературы:

1. Характеристики и критерии выбора портфеля взаимоотношений в межфирменных сетях / З.А. Васильева, Т.П. Лихачева, И.В. Филимоненко [и др.] // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19, № 12. - С. 4017-4032. - DOI: 10.18334/rp.19.12.39525
2. Демина О.В. Мировые рынки углеводородов: эффективные стратегии игроков // Пространственная экономика. - 2018. - № 3. - С. 67-87. - DOI: 10.14530/se.2018.3.067-087
3. Ребязина В.А., Смирнова М.М., Кущ С.П. Портфельный и эволюционный подходы к построению взаимоотношений российских компаний с партнерами // Российский журн. менеджмента. - 2013. - Т. 11, № 3. - С. 31-52.
4. Сидорова Е.А. Россия в глобальных цепочках создания стоимости // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - Т. 62, № 9. - С. 71-80. - DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-9-71-80
5. Смирнова М.М. Управление взаимоотношениями на промышленных рынках как источник конкурентных преимуществ компании // Российский журн. менеджмента. - 2006. - Т. 4, № 3. - С. 27-54.
6. Смородинская Н.В., Малыгин В.Е., Катуков Д.Д. Сетевое устройство глобальных стоимостных цепочек и специфика участия национальных экономик // Общественные науки и современность. - 2017. - № 3. - С. 55-68.
7. Третьяк О.А. Отношенческая парадигма современного маркетинга // Российский журн. менеджмента. - 2013. - Т. 11, № 1. - С. 41-62.
8. Официальный сайт ПАО "НК "Роснефть". - URL: www.rosneft.ru